Кредиты
10.05.2012

Чистота стоит 300 рублей

Проверить автомобиль на залоговую безупречность теперь можно за ту же сумму, которую вы оставляете на мойке.

Новую услугу, анонсированную еще год назад, предложило в начале мая Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Всем желающим предоставляется возможность проверить кредитную «чистоту» конкретного автомобиля: находится ли он в залоге или нет. Стоимость одного запроса составляет 300 рублей.

НБКИ воплотила на коммерческой основе инициативу, которая долгие годы «маринуется» на государственном уровне. Очевидно, что бизнес всегда эффективней чиновничьего царства. Другой вопрос, что у бизнеса не всегда есть необходимый ресурс. В данном случае нет доступа к полной информации.

Базу заложенных авто НБКИ ведет с 2011 года. На данный момент в ней содержатся данные о 400 тысячах машин, купленных в кредит. Вместе с тем, по оценкам экспертов, только за 2011 год в кредит было приобретено как минимум в 2,5 раза больше автомобилей. Данные о залоговых авто в бюро предоставляют 40 банков, которые могут пользоваться базой бесплатно.

Банки, развивающие автокредитование, часто сталкиваются с классической схемой мошенничества: машина, купленная в кредит, без особых проблем продается, а ссуда не выплачивается. Тот факт, что паспорт транспортного средства (ПТС) остается у банка на хранении, для несанкционированной продажи серьезным препятствием не является. Во-первых, ПТС после оформления кредита находится у клиента – для регистрации, во-вторых, впоследствии документ можно попросить у банка на время – как бы для восстановления утерянного «техпаспорта», а в-третьих, в ГИБДД можно элементарно получить дубликат ПТС, заявив о его утере.

Перепроданная кредитная машина все равно остается в залоге у банка. Так что страдает в первую очередь новый владелец. База заложенных авто должна стать некой защитой для тех людей, которые предпочитают покупать машины с пробегом. Однако база НБКИ, на мой взгляд, на данном этапе представляет больший интерес не для частных лиц, а для кредиторов. Причем не только с точки зрения сокращения случаев «утечки» залогов, но и в качестве профилактики оформления займов на приобретение машин, уже купленных в кредит.

Дело в том, что в последние годы все активнее набирает обороты кредитование на покупку подержанных авто. Естественно, что банкам не хотелось бы финансировать приобретение машин, которые уже являются предметом залога. Проверив авто по такой базе, кредитор, естественно, никаких гарантий «чистоты» не получит – данных пока слишком мало. Но банк все-таки может в какой-то степени снизить риски. Правда, чтобы снижать их бесплатно, нужно подключиться к проекту. Либо – платить за каждый запрос 300 рублей.

В любом случае для банка отдельно взятый автомобиль – лишь один из многих. У покупателя ситуация несколько иная. И он должен отдавать себе отчет в том, что «одобренная» бюро машина все равно может оказаться кредитной, поскольку полной базы заложенных авто не существует. Даже после проверки кредитный риск остается – в дополнение к другим возможным «сюрпризам»: авто с пробегом может числиться в угоне, быть «утопленником» или «перевертышем».

Имеет ли смысл покупателю платить 300 рублей за подобную кредитную проверку? Каждый решит для себя сам. Думаю, что найдется немало людей, которые попросту не будут вдаваться в подробности и выяснять, сколько кредитных машин содержится в базе, какова ее актуальность, как много банков участвует в проекте. Так что услуга уже сейчас может оказаться вполне востребованной у частных лиц. С другой стороны, можно будет понять разочарование простого обывателя, если уже после подобной проверки, оформления сделки и нескольких успешных поездок загород на приобретенной машине человеку вдруг сообщат пренеприятное известие… Возможно, пройдет еще несколько лет, и вопрос создания полной федеральной базы движимого имущества, находящегося в залоге, как-то решиться – при участии чиновников и депутатов.

Кирилл Гуманков, Bankir.ru

«Кредит Банк 24»
© 2008 — 2021
p